Выбор профессии – это самое легкое. Глядя на то, как работает другой мастер, думаем: как красиво делает, легко у нее получается. Но мы не видим ее бессонные ночи, сколько сил, времени и немалых финансов она вложила в себя и в свою работу; космический труд над поиском ответов; что она фактически оторвана от семьи многочисленными поездками на повышение квалификации, конференции, чемпионаты, учебы. Вот когда вникаешь в тему, красивые впечатления улетучиваются, и ты сталкиваешься с реальностью: действительно ли это мое? А если не справлюсь?
До того, как начала работать мастером, я сделала самой себе все зоны - и брови, и глаза, и губы. Рассудила так: если ошиблась с выбором профессии, то пусть лучше мое лицо это скажет. Мой эксперимент оценила преподаватель базового курса и даже удивилась, узнав, что я решилась на такой шаг. А мне захотелось в тот момент подняться по профессиональной лестнице на самую верхушечку – туда, где живет успех. И начался этот долгий, полный взлетов и падений путь, который приносил и радости, и печали, но неизменно радовал правильностью выбора.

В 2009 году, когда я обучалась профессии, не было столько преподавателей и такого информативного поля для мастеров. Всего лишь пара форумов для пм-щиков и татуировщиков. Читала днем и ночью все диалоги мастеров, выписывала себе заметки, ключевые моменты, что могли бы мне помочь в развитии. Тогда и техника была другая. Сегодня много достойных школ и преподавателей, которых можно выбрать как своих наставников, учитывая, в первую очередь, их профессионализм. Но есть и школы и псевдопреподаватели, которые агрессивным и лживым пиаром заманивают желающих обучиться профессии и просто сдирают с людей деньги, не дав им взамен ни знания, ни навыков, ни частичку своего опыта. Учеба в хороших школах и у достойных преподавателей, профи, которые дают знания от А до Я, «поставив» ученикам руку, объяснив все нюансы по визажу и колористике, делясь своим ценным опытом, не может стоить дешево. Сегодняшним новичкам сильно повезло с профчатами, с поддержкой опытных мастеров. После базового обучения, когда нужно уже работать самостоятельно, сталкиваешься со множеством проблем, которые требуют самостоятельного решения. И здесь не место панике и слабости характера. Как в той поговорке – не можешь идти к своей цели – ползи, не можешь ползти – хотя бы ляг в нужном направлении. Но неизменно – действуй. Не знаешь, как именно поступить – иди и снова учись, и так до тех пор, пока не появится нужная уверенность и выработанный навык.

Многочисленные повышения квалификации, ПМ-конференции и конгрессы, чемпионаты, выход из своей зоны комфорта - мощный толчок вперед в профессиональной деятельности. Как я выбирала своих наставников для повышения квалификаций? В первую очередь, после парочки групповых мастер-классов, где ты просто слушатель и наблюдатель процесса, как преподаватель работает, решила, что я лучше переплачу, но буду ездить только на индивидуальные занятия с отработкой на моделях. Несмотря на свой стаж – 10 лет, не прекращаю процесс учебы и сегодня. Наставников выбираю по зажившим работам. Перфекционист, который сидит внутри, не дает спокойно относиться к фактам, если что-то получается не так, как сама хочу. Конечно, продолжается и процесс саморазвития, бессонные ночи в поисках нужной и полезной для своей работы информации, оттачивание техники на аппарате и латексе, манекенах, на себе (на своей руке).
Когда мастер впервые берет в руки аппарат, думаю, тут же зарождается мысль-цель: хочу когда-нибудь открыть свою студию! Это правильно и хорошо, к такой цели надо стремиться – и постоянно «дорисовывать» ее в мозгу, визуализировать. Я мечтала о таком пространстве, которое будет не просто местом «наведения» красоты, но и учебным центром для желающих освоить эту профессию. Хотя, наверное, самым сложным решением для меня было именно начать обучение. Ведь, как преподаватель, ты несешь частичку ответственности за работу каждого ученика, стажера, ответственна за каждое сказанное тобой слово. Если неверно донести информацию, она так и может «уложиться»: у каждого разный уровень восприятия. А у преподавателя цель - донести информацию всем одинаково. От этого будет зависеть качество работ, успех другого человека.
Выступление в качестве судьи и спикера - следующая ступенька на профессиональной лестнице. Это уже другой уровень - доверие организаторов конференций, ответственность другой степени. Радость, когда тебе поступают предложения выступать на одной площадке и сцене со своими наставниками, у которых когда-то перенимала опыт. Это дрожь в голосе и сердце – и способ выйти из зоны комфорта и некое испытание, чтобы понять, чего ты достойна. Награда за все свои многолетние, бессонные труды, поднятие собственного рейтинга в глазах коллег и своих клиентов.

Несмотря на многолетний опыт, я нахожу правильным участие в чемпионатах. Это некий экзамен для себя. Чемпионаты дисциплинируют мастера относиться к работе в своих кабинетах так, как будто ты находишься под пристальным наблюдением судей и санитарного судьи! Чемпионат - в некоторой степени и русская рулетка, где решающие факторы Госпожа Удача и Кожа! Кожа решает все!!! Чемпионат - это анализ ошибок, что ты сделала не так, почему набрала меньше баллов или что сделала твоя коллега не так, что ты набрала больше баллов, чем она??? Необязательно на каждом чемпионате занимать призовое место, но каждый мастер хотя бы один раз должен участвовать в чемпионате, чтоб побыть в шкуре участника, чтоб и судить потом объективно. Каждый должен оценивать свои реальные возможности и технические способности. Чемпионаты - не место для обидчивых! Это площадка для сильных людей, которые могут достойно принять и победу, и поражение. Некий тест на выдержку всех приятных и неприятных сюрпризов. Да и вся профессия, в целом, наша постоянная проверка на уровень собственного развития. Чувствуешь желание развиваться дальше – значит, живой, «горящий», стремящийся вперед человек! А это, согласитесь, звучит гордо – и красиво.